Пятница, 15.12.2017, 07:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Қайси нашрни танлайсиз?
Всего ответов: 539
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июнь » 14 » Хан-атлас и сияющая глина
19:14
Хан-атлас и сияющая глина

Хан-атлас и сияющая глина

Екатерина ШАКШИНА, 5 ноября 2011

Выставка «Чархпалак — колесо вселенной» открылась в Музее изобразительных искусств

Впервые в Екатеринбурге в Музее изобразительных искусств (пер. Воеводина,5) представлена масштабная выставка декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Называется экспозиция загадочно, под стать затейливым восточным орнаментам, — «Чархпалак — колесо вселенной». Cтаринную водяную мельницу — чархпалак — и сегодня можно встретить в Самарканде и Ташкенте, в Коканде и Бухаре… Везде, где есть арыки, а в Узбекистане они везде, потому что вода здесь — драгоценность. Чарх по-узбекски — колесо, а палак — вселенная. Водяная мельница доставляет воду из источника по желобам в арыки, а те — дальше, по дворам и садам, и всё цветёт. Так и «чархпалак» традиционного искусства движется из древности в сегодня по «арыкам» мастерских. В день вернисажа, 3 ноября, мы попали на выставку за несколько часов до торжественного открытия и… оказались в гостеприимном узбекском доме.

Здесь бывшая жёлтая глина предстаёт сверкающими глазурью, расписанными сказочными узорами тарелками, чашами, пиалами. Здесь переливаются красками ткани. Куратор выставки Елена ЛАДИК рассказала и показала нам, как шаг за шагом рождаются и обретают цвет рукотворные ткани, как создают из них традиционную одежду. А ещё мы вместе вспомнили легенду о шёлке, который называется «хан-атлас».

Давным-давно завистливый и своенравный хан увидел, восхитился и решил отобрать у мастера (сейчас мы бы сказали — у художника по ткани) его красавицу-жену. Мастер, конечно, почтительно возражал, но хан поставил жёсткое условие: если ремесленник сумеет создать до утра что-то ещё более прекрасное, чем эта женщина, то, уж так и быть, властитель готов принять изделие в дар взамен живой красавицы. И мастер создал нежнейший, переливающийся шёлк в ярких узорах. Жадный хан сообразил, что красавиц разных много, а вот такой шёлк будет только у него…

Наш гид Елена Ладик, которая и привезла в Музей изобразительных искусств из Самарканда эту художественную коллекцию галереи «Счастливая птица», напомнила ещё одну красивую легенду. Художник увидел, как масло разлилось в хаязе (водоёме) и отражённые в воде облака, и всё вместе помогло создать ему чудесную ткань и чудесный узор. Эти шёлковые и полушёлковые узбекские ткани так и называются: «абровые», от иранского слова «абр» — облако. Вечером на открытии выставки первые посетители увидели, как современные дизайнеры работают с этими «историческими» тканями. Наталья ПОЛЫНСКАЯ, Ольга ПОЗДЫШЕВА, Екатерина САФАРОВА, Ольга НИКОЛАЕВА, Гуляндон АХМЕДОВА создали из них наряды, полные очарования Востока, и в то же время вполне уместные на современных улицах хоть Самарканда, хоть Екатеринбурга жарким летом.

До вернисажа оставались считанные часы, и сотрудница Музея изобразительных искусств Валентина ЛАВРОВА усердно разглаживала складки на ткани, технику окрашивания которой наш гид назвала «набойка». Это почти утраченная, но тоже очень древняя технология: рисунок на ткань наносился — «набивался» — вручную, деревянными валиками. А рядом — вышивка, которая, кстати, называется «палак» — вселенная. Здесь вышивальщицы заставили поспевать гранаты, цветы — цвести, солнце — светить, «восточные огурцы» — изящно изогнуться.

— Это в Европе узор так называют: восточные, или турецкие огурцы, а у нас, в Средней Азии, — это перчики, своеобразные обереги. Или более поэтично — крылья птицы, — продолжала наш самаркандский гид. — Вот посмотрите на мужские тюбетейки: здесь этих крыльев так много…

На выставке мы увидели не только крылья, но и самих птиц. Известный далеко за пределами Узбекистана керамист, которого особенно уважают и ценят в Японии, где он одно время работал и даже выучил японский, представил нам свою «Птицу Счастья»… на тарелке. Алишер НАЗИРОВ, мастер из Риштана, всю музейную стену занял ляганами (плоскими тарелками) собственного творения. Но на эти тарелки просто жалко класть плов — так они декоративны, так красивы. Усто (по-узбекски мастер) рассказал, что с древних времён риштанская керамика отличается особым колоритом и сияющей глазурью. Голубые, синие, бирюзовые, зелёные узоры сияют на молочном фоне. Вот похожие на чешуйки синие полукружья — это вода, вот кобальтовый фон со светлыми крапинками — звёздное небо, вот арабская каллиграфия и два глаза, объединённые кольцом.

Усто Алишер объяснил, что, работая по древним традициям, используя древние символы и древние технологии, мастер всё равно каждый раз всё делает по-своему.

— Тарелки не могут быть одинаковыми, потому что я расписываю их без эскизов, прямо по обожжённой глине. Сплошная импровизация. А вот здесь, посмотрите-ка, пришлось глину поцарапать, чтобы узор был невесомым, тонким, — это называется «чизма», царапание специальным инструментом.

— Скажите, усто, а как к вам пришли птицы, несущие счастье? Из природы, из сказок?

— Очень просто. Они не спрашивают разрешения — прилетают во сне.

На фото: Куратор выставки из Самарканда Елена ЛАДИК показывает традиционную этническую женскую одежду — яркую, как оперение райской птицы, но с паранджой.

20 Чердак_1-ФОМИНЫХ

На фото: Алишер НАЗИРОВ создал этот ляган как образец риштанской керамики — точная копия работы мастера XVI века.

20 Чердак_21-ФОМИНЫХ

На фото: Птица Счастья на тарелке, и не найдётся едока, который решится укрыть её горкой плова.

20 Чердак_3-ФОМИНЫХ

На фото: Керамические земляки Ходжи Насреддина — сувениры из Риштана.

Фото: Екатерина ФОМИНЫХ.

 
Просмотров: 569 | Добавил: кимсан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz